Статьи

 

 

Китайский синдром

 

Распределение рынка сантехники и керамики между ценовыми группами стабилизировалось и за последний год не претерпело существенных изменений. Покупатели уже определились, какую цену они согласны платить за сантехнику. В этой ситуации обострилась конкуренция между торговыми марками в пределах одного ценового сегмента. И пока потребитель не научился различать сантехнику не по странам происхождения, а по торговым маркам и не выработал устойчивой приверженности определенному бренду, главной фигурой на рынке будет розничный торговец.

 

Предложение

Самое широкое - в элитном и экономном сегментах рынка

Рынок санфаянса (умывальники, унитазы, биде, писсуары), по оценкам редактора ведущего в Украине профессионального сайта сerammix.com Юрия Тупикало, вырастет в этом году на 20%.

Существенного перераспределения рынка между группами производителей не ожидается. Сейчас обозначились четыре основные ценовые группы представленных на украинском рынке производителей санфаянса. Яркими представителями элитного сегмента считаются фирмы Villeroy&Boch (Германия), Laufen (Австрия), некоторые испанские и итальянские бренды, которые предлагают на украинском рынке компакты ценой $1000-1500 и даже выше и наборы для санузлов ценой в несколько тысяч условных единиц.

Средний сегмент представлен компаниями Gustavsberg (Швеция), IDO (Финляндия), большинством итальянских, испанских и португальских фирм. Стоимость этой продукции - $200-500 за компакт.

Шире всех представлен на украинском рынке эконом-сегмент (до $200 за компакт) - продукция, которую европейские производители адресуют малоимущим чересчур и экономным. Хотя в Украине "экономную" сантехнику охотно раскупает и "средний класс". Кроме того, останавливают свой выбор на "экономной" сантехнике практически все офисы, гостиницы (до 4 звездочек) и другие общественные учреждения. Только элитные санатории и самые "продвинутые" торговые центры покупают сантехнику среднего класса, а 5-звездные гостиницы - элитного. Традиционно сильные позиции в этом сегменте рынка занимают Jika (Чехия), Kolo (Польша). Недавно список поставщиков на украинский рынок эконом-продукции пополнили Vidima (Болгария) и целый ряд китайских производителей. К эконом-сегменту, точнее, к классу "нижний эконом", относят также отечественную и российскую продукцию, а также большую часть китайской сантехники.

 

Тенденции

Китайское нашествие

Тенденцией прошлого и этого года специалисты называют широкомасштабное вторжение китайской сантехники в эконом-сегмент украинского рынка. К тому же, если год-полтора назад китайская сантехника считалась классическим дешевым ширпотребом, то недавно на рынке появилась продукция приличного качества - по словам экспертов, на уровне чешской и польской. Поэтому сейчас китайская сантехника конкурирует с продукцией не только отечественного, но и восточноевропейского производства. Примечательно, что китайской сантехникой стала торговать компания "Агромат", которая прежде специализировалась только на европейской продукции. Однако большую часть китайской сантехники, по словам экспертов, до сих пор завозят полулегально или контрабандой.

В свою очередь российская сантехника, прорекламированная два года назад на весенней выставке "Строительство и архитектура", как считают эксперты из восточного региона, так и не заняла заметного места на украинском рынке. Это и не удивительно, ведь российские покупатели сами в немалых объемах импортируют украинский санфаянс. В частности, Львовский керамический завод экспортирует в Россию и другие страны СНГ и Балтии 10% произведенной сантехники.

Отечественные производители сантехники, крупнейшие из которых "Стройфарфор" (Славута Хмельницкой обл.) и Львовский керамический завод, также постепенно укрепляют свои позиции, в первую очередь благодаря спросу среди строительных компаний. По словам операторов рынка, сейчас спрос отечественных оптовиков и строителей, а также российских импортеров на украинскую сантехнику настолько высок, что производители не в состоянии удовлетворить все заявки покупателей, а только поданные за несколько месяцев вперед. Это побудило две небольшие компании в восточном регионе, занимавшихся оптовой торговлей, развернуть собственное производство. Вскоре уже можно ожидать выхода на рынок и новых отечественных производителей.

Развитие отечественного производства сантехники обусловлено низкой себестоимостью и богатыми залежами сырья. Однако производство санфаянса принесет гарантированную прибыль только при условии достаточных капиталовложений (несколько миллионов долларов), которые обеспечили бы приличное качество, а значит, и соответствующий спрос широкого круга покупателей. Последние еще не так давно были совершенно недовольны качеством отечественной сантехники.

По словам официального представителя фирмы Laufen в Украине, Молдове и Беларуси Павла Франкова, наряду с эконом-классом достаточно широко на украинском рынке предложена и элитная сантехника. При этом продукция среднего класса представлена скромно. В последнее время наблюдается заметная активизация операторов рынка, работающих с дорогой сантехникой. В частности, Михаил Мешков, коммерческий директор Торгового дома "Кармен", который специализируется на сантехнике и керамике выше среднего и элитного сегментов, отмечает 30-процентный рост продаж в прошлом году. Поэтому в нынешнем году "Кармен" открыл в центре Киева первый в Украине фирменный магазин Villeroy&Boch. Михаил Мешков считает, что увеличение продаж дорогой сантехники связано с ростом денежной массы и объемов инвестиций в стране.

 

Рынок плитки

Отечественное производство встает с колен

Ситуация на рынке керамической плитки в основном повторяет картину на рынке сантехники, ведь большинство стран-производителей и практически все торговые фирмы представлены в обеих этих отраслях. Отличия в перечне импортной продукции, представленной на украинском рынке, заключаются в более широком ассортименте торговых марок и стран-производителей керамической плитки. Так, в эконом-сегменте керамической плитки широко представлены также словацкие, турецкие (Kale), египетские, литовские (Dvarcionju Keramika) производители. Позиции китайских производителей не настолько сильны, как на рынке сантехники, хотя отечественные производители и тут жалуются на китайское нашествие.

В отличие от рынка сантехники, на рынке керамической плитки сильны позиции россиян ("Велор" из Орла и "Стройфарфор" из г. Шахты Ростовской обл.) и белорусов ("Керамин"). Боле того, импорт керамической плитки из России и Беларуси, по прогнозам операторов рынка, и дальше будет только расти. "Многие российские производители уже прошли сертификацию по системе качества ISO, т.е. их плитка по качеству уже догоняет испанскую. По дизайну - тоже, так как дизайн коллекционной российской плитки разрабатывают в Италии и Испании. Поэтому на рынке появляется сегмент качественной продукции в ценовом диапазоне 26-40 грн/кв. м", - рассказывает начальник торгового отдела харьковской фирмы "Барвiнок" Руслан Гуков.

Поддерживать конкурентоспособность своей продукции настроены и отечественные производители. Крупнейший из них - Харьковский плиточный завод. Осенью завод собирается установить линию итальянского производства, которая сможет выпускать плитку на уровне мировых стандартов. Помимо предприятий, существующих уже десятилетиями, вскоре ожидается появление еще нескольких производителей. Так, еще в феврале Антимонопольный комитет дал согласие на создание СП по производству керамической плитки в Славянске Донецкой обл. местным ЗАО "Юго-Октябрьские глины "Юг" и итальянской компанией Emilceramica. Ожидается открытие новых предприятий в Харькове, под Киевом и на Луганщине.

Приток капитала, к тому же преимущественно отечественного, в производство керамической плитки, по мнению специалистов, вызван наличием дешевого (по сравнению с Западной Европой) сырья, рабочей силы и энергоносителей. "В то же время у отечественных инвесторов появилась возможность снизить начальные инвестиции - недавно мы предложили такую услугу, как комплектация бывшим в употреблении оборудованием в нормальном состоянии", - рассказали специалисты фирмы "ДонКлио" из Славянска.

 

Торговля

Торговец - главная фигура

Среди оптовых торговцев сантехникой и керамикой (чем-то одним мало кто занимается) ведущие позиции занимают крупные импортеры, у большинства из которых своя и розничная сеть, и активная оптовая продажа - киевские "Агромат", "Унитех Бау", "Цермет АГС", "Кармен", "Бест Лайн", "Гейзер", "Днепркерамика", харьковская "Барвiнок", а также дочерние структуры компаний - производителей плитки из стран СНГ ("Керамин-Киев", "Край-Керама").

Они располагают большими складами и автопарком, что позволяет поддерживать значительные запасы и доставку заказов клиентам. Их наценка составляет в среднем 30%. Главные их конкуренты - небольшие импортеры, которые либо легально завозят небольшими партиями дорогую продукцию, которую покупают преимущественно индивидуалы поштучно, либо ввозят сантехнику разного ценового диапазона при помощи "серых" схем (например, в таможенной декларации указывают цену плитки - 2 грн/кв. м, и региональная таможня эту декларацию принимает) или полностью контрабандно. Это позволяет снизить наценки до 20%.

Обострение конкуренции на рынке керамической плитки и сантехники в рамках одного ценового сегмента происходит тогда, когда покупатель не видит разницы между производителями одной страны и даже между торговыми марками одной ценовой группы. В этих условиях именно розничные торговцы обеспечивают продвижение той или иной торговой марки. "Продавцы-консультанты сейчас достигли такого мастерства, что могут убедить почти любого покупателя купить именно тот умывальник, на который магазин установил наибольшую наценку. Хотя для ассортимента держат в экспозиции разнообразную сантехнику", - говорит Павел Франков. Правда, такой прессинг со стороны продавца характерен только для продаж товара эконом- и среднего сегмента. А покупатели дорогой сантехники, как отмечает представитель группы Villeroy&Boch в Украине Ярослав Плачинда, в 98% случаев обращают внимание в первую очередь на дизайн.

Также продавцы иногда откровенно обманывают покупателей, пользуясь их неосведомленностью. Например, мало кто знает, что в Испании, Италии, Португалии или Китае работают сотни фабрик по производству плитки и сантехники. И если одни специализируются на высококачественной продукции, то другие выбирают своей рыночной нишей откровенный ширпотреб, который у нас иногда предлагается под видом "элитной плитки". Есть и более изящные способы обмана покупателя, которые трудно отследить даже специалисту - в партию элитной плитки "подмешивают" дешевую, произведенную в той же стране.

Редакция благодарит ТПК "Бест Лайн" за организацию фотосъемки

Богдан МАЛИНОВСКИЙ, фото Светланы и Виктора СКРЯБИНЫХ


Производство сантехнической продукции в Украине

 

2001

2002

01-04.2002

01-04.2003

Облицовочная плитка, тыс. кв. м

6637,2

7156,4

2048,5

2507,8

в т.ч. Харьковский плиточный завод

5428,8

5761,5

1659,3

2116,9

Львовский керамический завод

1208,4

1394,3

389,2

390,9

Сантехнические изделия, тыс. шт.

2302,6

2403,7

793,6

817,4

По данным корпорации "Укрстройматериалы"

  Удачный выбор, № 29 от 01.11.2004        
  Вадим КРАСНОВ       

 

© Галицкие контракты, 2003.